?
@
   Сирийские таблицы  
Заметки web-дилетанта (старая версия)

Назад 25.12.2006 Вперёд
[ Архив заметок ]
Я, безусловно, самый грамотный, самый умный автор в Рунете. Кроме того — отличный стилист. Однако вы запросто сможете доказать, что это далеко не так: выделите орфографическую, грамматическую, стилистическую или другую ошибку (слово, знак) на этой странице мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет немедленно выслан на e-mail зазнавшемуся автору, как очередное подтверждение его несовершенства.

 Точки сбора. Часть 4 — точки сбора, как внутренние обзорные площадки: зоны тишины, «чистоты и покоя». Дневник, медитация, молитва и дефрагментация разума, пробуждение и практика внимательности


Часть четвёртая. Предыдущая часть здесь.
Иногда надо остановится и осмотреться. Проснуться. Проявить внимание к самому себе и своей жизни. Может быть, просто по-другому взглянуть на то, что происходит вокруг. Посмотреть прямо под ноги, оглядется, и наконец, посмотреть вдаль. Собрать камни, подбить бабки. Может быть, найти то место, ключевую, опорную точку, на которую нужно нажать всей силой (или как раз определить а с достаточной ли силой нажимал все эти годы), чтобы получилось. Иногда, наоборот, отвлечься от предельной концентрации, повёрнутости на чём-то определённом, посмотреть на свою жизнь с весоты птичьего полёта и понять, что всё, что кажется сейчас таким важным и актуальным, всего лишь часть цепочки дел и событий, а может быть, и осознать, что это вообще вешь абсолютно ненужная.
Эта заметка о том, как это сделать. Её можно было озаглавить как «Противление рутине», «Колесо обозрения» или же «Начинание с грязного листа». Надеюсь мне получится зацепить многих. Методически — о мухах и о котлетах и других экзотических приправах, как диалектическом единстве. О том, что теряется в бизнесс ТМ-руководствах. О том, как оставлять вехи на жизненном пути, чтобы знать куда идёшь и откуда, ускоряться и возвращатсья назад, о способах и навыках «воспоминания себя». О проблемах с решением, о привычках. Ещё — о концентрации, опять о внимании и о расслабленности с постепенностью. О связке психологии и ТМ, то есть о том, что сразу не видно: об образах, эмоциях и впечатлениях.
Писал я исключительно для себя, но торопясь и не напрягаясь, по мере возникновения потребностей и опыта. То есть на текущий момент эта заметка сделана таким образом, чтобы её было легче и приятнее писать.
Расширенная, более сумбурная, но глубокая версия статьи, опубликованной на improvement.ru. Автор с нетерпением ожидает критику и мнения. Комментируйте.


... everybody else needs mirrors to remind themselves who they are. You're no different. Memento Mori by Jonathan Nolan

/Нам всем нужны зеркала, чтобы напоминать, кто мы. Memento (из перевода фильма Кристофера Нолана) /

 

Вначале мы поговорили о точках сбора, как о мобилизационных началах и промежуточных целях и достижениях, на которых основывается большая цель, затем о метафизике их проведения. Попробуем подняться ещё дальше.

Итак, а для чего, собственно, всё это затевалось? Ради эффективности, ради увеличения свободного времени? Рано или поздно от обыкновенной ясности и эффективности мы уходим в высшие сферы: пониманию скрытой механики жизненных процессов и росту и развитию личности.

Важно понять, что сам по себе это лишь примерный опросник, призванный возобновлять, регенерировать и закреплять ощущение и разнопланового взгляда на жизнь, не зарабатываться. Это опросник к тому же индивидуальный, да и незаконченный, потому как в нём должны присутствовать ваши ориентиры (обычно в ТМ их почему-то называют долговременными целями), мечты и желания: реализуются ли они, не уводит ли от них текущая деятельность.

Результат, эффективность. А что такое эффективность? Что лучше, успевать на работе, постепенно просаживая здоровье, или прозябать на низкооплачиваемой работе? Или возможно и рыбку съесть и на мель не сесть?

Понятно, раз вы интересуетесь ТМ, хочется чтобы было ВСЁ, но, вероятнее всего, выбор всё-таки придётся делать. Всё перечисленное просто призвано делать этот выбор чуть естественнее, без метаний и судьбоносных ощущений; целенаправленно создавать предпосылки для перехода в ситуацию, когда получается и то и другое, и даже третье и четвёртое.

К тому же эффективность в большей степени понятие тактическое, внутриситуационное. В стратегии жизни эффективность превращается в целенаправленность. Вопрос в том, что именно внесистемная эффективность, выход за пределы дела, как переход на следующий уровень, даёт наиболее значимые результаты. Внутрисистемная эффективность без осознания жизненной эффективности подчас превращается в многократно перетолчённую в ступе воду (в тот самый хаос в колее, про который я говорил в первой части). В этом случае сверхэффективные работники внутри системы предприятия гораздо с большей вероятностью будут низкоэффективные (простите за термин) в системе «семья» или системе «дружеское общение».

В этой связи хочется сказать ещё пару слов об эффективности. Очеведно, что основа для неё: одновременно видеть прямо перед собой, концентрация (с дефицита локального внимания я и начал эту заметку) и всю картину ситуации в целом, перспектива (это, скажем так, системное внимание к которому я стараюсь подвести этот разговор). То есть, что именно ты можешь сделать (и на какие ключевые точки нажимать) и как это повлияет сейчас и здесь и в перспективе. Далее начинается умение обращаться и взаимодействовать с осознаной картиной. Всё это сделать не так просто. Нужно уметь выделять не только значимые точки-факты, на которые можно опереться, но и знать всё подноготную процессов и связей. Помните, как в «Графе Монте-Кристо» аббат Фариа быстренько расставил всё по своим местам по вопросу «кто засадил в замок Иф Дантеса»? Хотя тот обладал всей нужной информацией, но навыка выявлять направления и взаимодействия интересов, стратегического выделения главного, у него не было (проще — он не знал людей и золотого правила «кому это выгодно?»).

 

Самоанализ: кто я и куда иду, с кем и зачем

Другая проблема эффективности — это понимание или даже привычка к пониманию того, чего тебе на самом деле надо. Иначе говоря, смысл. Именно здесь проявляется то состояние замыленности взгляда, ощущение щепки, плывущий по волнам жизни. Это как раз тот эпизод к возвращению к истокам, описанный у Кови и тема заметки «Расслабленный тайм-менеджмент» [31]. С утратой перспективы и первоначальных целей в процессе работы можно и нужно бороться. Учитывая мнение Сартра о том, что философия нужна хотя бы для того, чтобы не покончить с собой, я рискну пойти дальше.

Я увязываю это, как и всё остальное с пресловутыми точками сбора. Только инструменты, методы и здесь будут самые ни на есть обычные, психологические, абстрактные, философские и даже эзотерические. Итак, на старт в небеса. Жизнь с высоты птичьего полёта. Расфокусируем внимание с мелочей на бесконечность. Теперь, наконец, сможем развить метафору.

Что мне нужно обеспечить:

1. Картину мира, более-менее независящую от настроения, текущих мелких задач и проблем. Регулярное планирование, возведённое в потребность и идентифицируемое, понимаемое, позицируемое, не как планирование и организацию, а как отвлечение от рутины, ОСОЗНАНИЕ того, что тебе действительно надо, что ты делаешь, «классическую тройку», кто ты, куда ты идёшь, и зачем ты это делаешь.

2. Выдёргивание за шиворот из чрезвычайно интересных, сложных, но неэффективных дел, одновременно загружающих время, высасывающих внимание и уводящих в сторону занятий. Профилактика внимательности (разгрузки внимания).

3. Обыкновенную последовательность действий. Видно откуда ты вышел, куда направлялся и куда в результате пришёл (где в итоге оказался).

Точки сбора можно привязывать к дневнику — Дневник со своеобразными вехами, закладками — это письменно, можно рисовать мнемокарты, а можно просто привести в порядок мысли (при наличии практики).

Не хочется особо распространяться про всяческие духовные полезности, самовоспитание и т.д. в рамках этой заметки. Хорошо перевариваются точки сбора и совместно с паузами в работе, всяческими тяганиями гирь, бросанием и пинанием мячей, прогулками и медитацией, собственно, медитации и есть, наверное, высшее проявление точек сбора.

Книга Гордона Макдональда («Как упорядочить свой внутренний мир») так вообще посвящена христианскому взгляду на эту проблему, кстати, очень рекомендую, как альтернативу бизнес ТМ-книгам с деловым уклоном.

В итоге во время внесистемных, наджизненных точек сбора нам необходимо отвлечься, точнее отвязаться от текущего момента времени и обстоятельств. Их надо уровнять их с остальными событиями, которые происходили в жизни, вспомнить себя месяц, год назад, что ты хотел, чего ждал, чего боялся (в этом помогут предыдущие точки сбора). Эмоционально они обычно выступают самыми главными, но это не значит, что в перспективе жизни «здесь и сейчас» действительно самые-самые, таких «здесь и сейчас» очень много.

Для этого, во-первых, попытаемся представить себя над ситуацией, то есть увидеть всё, будущие, настоящие и прошлые события, какими бы близкими и далёкими как хронологически, так и эмоционально они не были, в перспективе, равнозначным. Во-вторых, потребуется уловить начало того течения, которое несёт тебя вне желаний, вне личных интересов, а в зависимость от текущего дела. Или тот холодный ветерок сомнения, лёгкий толчок крыла предчувствий в плечо, после которого рано или поздно последует пинок обстоятельств, от которого, как известно, летает даже гордая птица ёж.

 

Как выйти за пределы дела и далее до смысла жизни

Есть дела, которые делаются строго по плану, в сроки, по графику. Однако таких дел в личном планировании не много. А если много, они начинают потихоньку кушать жизнь. Обычно контроль результатов получается за счёт маленьких побед: сначала худеешь на 1 кг, потом на два, а уже через пару месяцев только на десять, пробегаешь стометровку за 11, 10, 9, 8, 7 секунд, контролируешь, 5, 10, 15, 20 процентов рынка. По большому счёту стратегия «не обжигаться, сначала кушать остывшую кашу с краёв тарелок» в жизни оправдывает себя гораздо гораздее. Даже по поводу пропасти, которую, как известно, не перепрыгнуть за несколько шагов: надо предварительно хорошо разбежаться, что есть ни что иное, как долгая предварительная и постепенная подготовка, даже через этапы, которые тоже есть точки сбора. Концентрация усилий, сосредоточение огневой мощи — также стратегический приём, который требует подготовки времени и места, поэтому ему тоже не чужда постепенность. Поэтому, мой первый тост — за постепенность и целенаправленность.

Результат — это то что иногда получается даже невзначай. Научится извлекать результат из любой деятельности (классический пример — учиться на ошибках) — это практически то же самое, что не ошибаться вообще.

Неизвестно в какие дебри может завести увлечённость и неправильная изначальная оценка своих сил, но в любом случае любую деятельность можно довести до значимого, пусть изначально нежданного, конечного результата. И ещё не известно, что будет успешней — рациональный, проработанный план или вдохновлёное авось, если, разумеется, не упустить шанс и во-время зафисировать результаты.

Почему в науке как при постановке конкретных опытов, так и в любой экспериментаторской деятельности принято фиксировать каждый шаг? Неизвестно, какое внешнее условие/воздействие вклинится в эксперимент, важно отследивать каждый шаг. Важно каждое действие и его итог, а не только конечный результат. Хуже того, результат без познанной последовательности — случайность или даже побочный эффект. Фишка не в том, чтобы всё прошло так как запланировано (для этого есть и другие методы), а чтобы не упустить любой сторонний фактор, вкрадывающийся в кристальную чистоту эксперимента.

Есть ещё и другой полезный навык — ритм жизни или привычка делать определённую работу в определённое время, и за определённый срок, который автоматически страхует как от переработки, так и от специфического вида лени, под названием «лень рутинная» (разумеется, учитываем специальный 40-процентный запас по общему времени).

Гармоничная и осмысленная жизнь вне зависимости от внешних обстоятельств — это удивительное чувство сопротивления среды, жизни. Резкое сопротивление отбрасывает назад, убивает задор и решимость, без сопротивления вообще — теряется ощущение развития и деятельности, а возникает чувство опустошённости, увлечение этим убивается не хуже. Оно должно быть мягкое, как вода.

К сожалению, не помню точно фразу (и кем она была сказана) но смысл её такой: если ты идёшь правильным путём, обстоятельства оказывают лёгкое сопротивление, если по неправильному, обстоятельства кинжалами впиваются в тело. Другое, не менее подходящее изречение:

 

Не противься Природе и наблюдай ее законы, покоряйся им разумом и следуй им телом, и ты станешь единым с ней. И тогда всякий, кто решиться напасть на тебя, вынужден будет иметь дело со всей вселенной.

 

К тому же освобождается внимание и одновременно время. Выйти за пределы дела, за пределы обусловленности обычной рутины получилось. Увеличилась «производительность опыта». Я увидел в обычной жизни, привычных способах делать дела, стиле работы ошибки, которые накапливались годами и за привычками просто не замечались. Множество мелочей, которые мешали жить.

Что-то подобное, но «перспективнее» было у Тарасова, по крайней мере, видел я пока это только у него.

 

Чтобы понять смысл деятельности, нужно выйти за ее пределы. Внутри нее мы можем понять только смысл ее отдельных частей. Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов. И смысл жизни — вне ее пределов. Внутри самой жизни мы ее смысл никак не обнаружим. Мы сможем понять смысл только наших отдельных дел и житейских событий. «Взгляд из будущего всегда спокоен и ясен».

 

Очень образно, несколько абстрактно, неконкретно, но в целом притягательно. Этакий структурный космос дел. Для прагматичности, назовём это взглядом со стороны. Для этого взгляда уже существуют разнообразные приёмы: например, в нашем европейском платоновском идеалистическом тупике выручает диалектика. На какие идеи порой подталкивает простое столкновение различных вариантов развития событий! Кстати, именно на этом основаны специальные изобретательские техники, типа ТРИЗ.

Дневник

Дневник — один из самых простых, универсальных и известных это возможность наблюдать себя. Видеть изменения и запланированные изменения — достижения. Точки сбора — это и есть дневник, опросники для точек сбора, которые я привёл — всего лишь часть дневника.

 

Однако буквально через год-два ценности мои радикально поменялись. Читать я стал исключительно классику (ну и вообще - серьезные книги), карьера перестала интересовать вообще (я имею в виду «должностную» карьеру, а не профессиональную; как программист я рос тогда очень стремительно), зато сильно заинтересовала философия, поиск смысла жизни. И вообще, я заметил, что система загадочным образом делает меня лучше. Не эффективнее, а именно лучше, в простом человеческом смысле этого слова.

<...>

…Я прочел уйму биографий и автобиографий великих людей, пытаясь понять их секрет. В конце концов, увидел одно, что их объединяет: именно вот это внимательное отношение к своему внутреннему миру, непрерывное и жесткое отслеживание своих мыслей, порывов, и т.д.»

Алексей Бабий «Алгебра любви-3»

 

Ну а вот «подтверждение» из другого источника:

 

На меня произвел впечатление тот факт, что многие люди прошедших веков тоже вели дневники, и мне подумалось: может быть, они нашли в этом средство для духовного роста? Чтобы удовлетворить свое любопытство, я решил провести эксперимент и начал сам вести дневник. Гордон Макдональд

 

Самое удивительное — это тот навык, который постепенно приобретаешь, это привычка подбивать бабки, доводить любое, даже самое мелкое дело до состояния результата/консервации, автоматическое «подбивание бабок в конце дня». Дневник — инструмент для самосовершенствования, по тому же Франклину. Но про него итак сказано достаточно много, совмещать ли его с точками сбора или основывать точки сбора на дневнике — дело индивидуальное, поэтому о чуть менее привычном, но служащем тем же целям.

Молитва и медитация

О практической пользе молитвы. Если кратко, то молитва — ритуал, который позволяет одновременно и понять свои мотивы и начать, подтолкнуть сознание к их реализации.

Для меня молитва интересна как форма духовной практики, которую я пока никак не использую и к которой я не приучен, поэтому я отстраняюсь и предоставляю слово следующим товарищам:

 

Стивен Кови:

Великий реформатор Мартин Лютер однажды сказал: «У меня сегодня так много дел — придется провести еще один час коленопреклоненным». Молитва для него была не формальностью, а источником силы, способом высвободить и умножить энергию.

Однажды у прославившегося своей невозмутимостью Далай-Ламы спросили: «Как вам удается сохранять душевный покой и безмятежность?» Он ответил: «В душе я ни на минуту не покидаю молельни». Далай-Лама медитировал рано утром и несколько раз на дню; эти минуты высшего покоя постоянно царили в его сознании и в сердце.

 

Блекки Дж.

«Не засыпай раньше, чем перечислишь трижды дневные деяния свои. Что ты предпринимал? Что совершил ты для себя хорошего? Какого доброго дела ты не исполнил? Подведя итог всему, сокрушайся о совершенном зле и радуйся совершенному добру» (цитата по Блекки Дж.С. Самовоспитание умственное, физическое, нравственное СПб, 1900г., стр. 94). …»

 

Гордон Макдональд:

Немногие осознают, насколько у каждого из нас «промыты мозги». Послания бомбардируют наш внутренний мир каждый день, говоря, что все имеющее духовную природу — на самом деле пустая трата времени. С самых ранних лет нас неназойливо учат, что единственный путь достичь чего-либо — это действие. А молитва представляется формой бездействия. Человек с дезорганизованным внутренним миром не верит, что молитва способна исполнить что-либо.

 

Мы живем в обществе, которое разумно организовано. Опустите письмо в ящик, и оно придет туда, куда вы его послали. Закажите какую-то вещь по каталогу, и вы получите ее со всеми указанными параметрами: размер, цвет и модель. Попросите кого-то обслужить вас, и вы можете ожидать, что все будет сделано как надо. Иными словами, мы привыкли к результатам, отвечающим нашим ожиданиям. Вот почему кого-то из нас молитва может обескураживать. Как можем мы предсказать результат? В таких случаях у нас появляется искушение оставить молитвенную практику как занятие, не дающее реальных результатов, и попытаться добиться всего самостоятельно.

Но дело в том, что моя молитва не может быть напрямую связана с результатами, которых я жду или требую. К настоящему моменту у меня было много возможностей понять, что-то, чего я ожидал от Бога в ответ на мою молитву, могло мне повредить. Я начал понимать, что поклонение Богу и молитвеннее прошение должно быть ориентировано на цели Бога, а чаще всего мы просим Его равняться на наши цели.

 

Максуэлл Мольц:

Вместо того чтобы, стиснув зубы, пытаться осуществить желаемое, полагаясь на свою силу воли, постоянно тревожась и расписывая в воображении ошибки и неудачи, вам нужно просто расслабиться, четко представить себе цель и «позволить» вашему Творческому Механизму взять на себя все заботы. Таким образом, четкое представление желаемого результата прямо-таки толкает вас к позитивному мышлению. Вы вовсе не освобождаетесь от необходимости предпринимать усилия и работать, но эти усилия тратятся на то, чтобы вести вас вперед к цели, а не на бесполезные внутренние конфликты, которые возникают, когда вы хотите и делаете одно, а рисуете в своем воображении совсем другое.

 

Иногда, как бы мы хорошо не планировали и не знали будущее, жизнь срывает с места как осенние листы: куда-то несёт и остаётся только внимательно глазеть по сторонам, чтобы не потерять ориентиры и не заблудиться и пытаться хоть как-то лавировать и направлять своё движение на этом ветру. Когда же ветер прекращается одновременно с вопросом «что же теперь делать» возникает два вопроса: куда же ты попал и где ты находился раньше.

Ещё интересная метафора про жизнь, как постоянное карабканье в гору, когда ты постоянно рискуешь свалиться, так вот как насколько ты свалишься зависит от количества клиньев, за которые ты зацепил страховочный трос. Точки сбора помогают сориентироваться и не упасть совсем.

Медитационные практики тоже интересны тем, что направлены на осознание, самопозицирование человека, но опять же это всё очень индивидуально, поэтому я думаю, что каждый сам найдёт себе наиболее подходящие. Пока лично для меня в этом плане интересны книги Тарта «Пробуждение» и «Практика внимательности». Популярнее всего, но не о подведении итогов, а о «воображении себя», говорит Максуэлл Мольц в книге «Психокибернетика».

 

Пробуждение и практика внимательности

Возвращаясь к «ситуационному гипнозу» и прочему по этой теме. С двумя книгами Тарта я познакомился совсем недавно. Я практически закончил эту заметку, когда в списке книг для чтения я добрался до «Пробуждения» и «Практики внимательности». Вот это мне и не доставало. Я уже с полгода как пришёл к этим выводам, а тут... В книге «Практика внимательности в повседневной жизни» (как оказалось, самая внятная и практичная интерпретация Гурджиева) уж совсем в глобальном контексте говорит о духовной спячке, «сне наяву», согласованном трансе, сне повседневной жизни, пробуждении и внимательности. Именно осознание и фиксация собственных психических и эмоциональных состояний чаще всего помогает, во-первых, осознать собственные часто повторяющиеся ошибки, заученные неудачные стратегии поведения, а во-вторых, запомнить состояния успешности, нацеленности на творчество и при случае инициировать их вновь или же примерять несколько состояний-поведенческих стратегий. Я не хочу лезть здесь так далеко и говорить о трёхмозговых людях, о четвёртом пути и прочее — всё это часть терминологии. Однако принципиально, выросшие из чисто практического и психологического «точки сбора» в попытке объяснения влияния их результатов на меня в целом оказались чрезвычайно похожи на его «пробужденение», «самонаблюдение», «практику внимательности». Если кратко, идеи Тарта и Гурджиева чуть менее практичны и более глубоки по смыслу. Они гораздо ближе к человеку, который напрямую занимается самосовершенствованием, не решая попутно множество практических задач.

Я не могу про это не сказать, потому как в этом всём оказалось столько много не только аналогичного, но и похожего как принципиально, так и методически, разумеется, качественно не в мою пользу, но так далеко я просто не успел зайти.

Точки сбора служат основой для осознания этого самого состояния пробуждения по Тарту. Серьёзно. Ну и посему ещё одна метафора о повседневности, теперь от Чарльза Тарта:

 

Cамолет летит на автопилоте, а вы в салоне выпиваете с множеством других пилотов, которые хотят рассказывать друг другу истории (часто полностью вымышленные) о сексе, деньгах, власти или о различных приключениях во время полетов. Ваши приятели не хотят, чтобы вы покидали их общество, и они не хотят слушать о самолетах, которые разбились, так что хватит этих разговоров о том, чтобы пойти в кабину и проверить автопилот, или попытаться сообразить, как действует управление, или хотя бы просто оглянуться вокруг. Вы же здесь на вечеринке!

 

Соответственно к моим «точкам сбора» добавились новые «диагностические процедуры», плюс я несколько пересмотрел сам взгляд на них. Я уже без сомнения стал включать в «алгоритм точки сбора» что-то напоминающее духовные практики.

Так вот — точки сбора это как раз время освободить себя от автоматизма реальности, время истины, время, когда можно действительно попытаться освободится от лишнего информационного мусора. Это и обзорные площадки перспективы. А с разных обзорных площадок — перспектива разная. Это сбор чемоданчика инструментов, комплектация выездной бригады, это перечень вопросов для решения перед командировкой, примерный маршрут, перечень мест, которые надо посетить, достопримечательностей, на которые стоит посмотреть перед путешествием. Но путешествуем мы не только в пространстве, но и во времени.

И ещё одну вещь мне надо сказать. Есть одна наипростейшая вещь, очевидная, но с таким удовольствием всеми игнорируемая. Если вы собираетесь заниматься точками сбора, на эту простую мысль я могу привести ещё больше цитат, не знаю, сколько времени это у вас займёт, но железное правило — уделять время для их проведения. Сон, еда, семья спорт и точки сбора. Работа после. Именно так.

 

В итоге

Изначально эта заметка была завязана на очень простом вопросе. Как чётко определять для себя чем заниматься стоит, чем нет: от простого, «внутридневного» желания что-то сделать, «внутридельного» желания что-то сделать лучше, до лёгкой смены работы и даже профессии. Какими огородами постепенно подойти к ситуации, когда осознаёшь это в любой момент времени я, думаю, обрисовал. Плюс сказал кое-что об общежизненных обзорах.

Ну а ещё хочется будильников. Маленьких, тренькающих, больших с невыносимым звонком, заводных, в гулкой усиливающей звон кастрюле, пушистых, теребящих тебя лапкой, неуловимых и бестелесных, и даже как зловещий холодок в затылке, предостерегающее покалывание в пятках и теплота коленках. Оплеух, пинков, утренних криков сержанта или дневального «Вставай, жопу поднимай», шёпота «Вставай, милый». Будильников для души по Гурджиеву, софтовых примочек, будящих, или наоборот погружающих в сон (привет якорям НЛПистов), отвлекающих или наоборот концентрирующих. Знаков, или мотивов. Просто того, что поможет отвлечься и возможно, чуть-чуть выбиться из колеи, неважно одной или нескольких, в которые нас заталкивает окружающий мир.

Того расписания, которого никто для тебя (кроме тебя уже не составит) и будильников, которые никто кроме тебя не заведёт и не выставит на них нужное время подъёма. И, пожалуй, никто больше и не услышит. Не спать, а развиваться, идти вперёд, но идти осознанно, тренированно, налегке и с лёгким сердцем.

Я не могу не похвалить сам себя, похвалить обозначенную мною модель за простоту. Привязанные к суткам и событиям точки сбора и перечень вопросов в различных комбинациях. Во время этих узлов осуществляется итоги предыдущего этапа плюс обзор задач в любой форме на следующий. Всё. Постепенное и неторопливое построение системы, которая потом (на собственном определённом этапе) строит себя и тебя. То, что делается правильно — делается легко.

Следующее — это узлы, на которых будет завязана твоя жизнь. Это точки опоры, этапы, промежутки между подъёмами (или маневрами), на которые можно повесить, ввести в привычку и отработать схему стратегических преобразований «разморозка — чистка — построение — заморозка» очеловечить её привыкнуть к ней, сроднится с ней, подчинить своим интересам (что вам больше нравится). По моему, самое главное в ТМ (и то, что необходимо сохранить, и так трудно сохранить) — свобода маневра (умелое переключение) и концентрация. Однако для этого надо уметь концентрироваться (узкий, специализированный взгляд) в одном случае и расконцентрироваться (панорамный взгляд) в другом. Способов и методов сделать это — множество, на это есть литература. Точки сбора — это мой своеобразный метод и инструмент периодической концентрации, но более всего удобная и практическая для меня ТМ-метафора, которую можно применить и для освобождения сознания от ненужного. Ещё это способ цементировать то, что уже достигнуто, и не терять направление под воздействием незначительных внешних обстоятельств, реагируя на значительные с одной стороны и не быть твердолобым, закостеневшим, то есть адекватно реагировать на меняющуюся жизнь (хотя, честно говоря, могу представить мало объясняющих ситуаций, которые могут объяснить пропущенную утреннюю пробежку). Тут главное не ударится в ТМ-попсу и не начать создавать под видом ТМ-метафор универсальные шаблоны и прочие организационные панацеи с красивыми названиями и закосами под восточные притчи, даже если это делать для самого себя.

Поразительно, но очень похожее я потом прочитал в книгах Чарльза Тарта [7,8]. Гораздо глубже, запутаннее и эзотеричнее, но практически то же самое. При наличии ощущения неправильности мира, если тянет читать книги наподобие Тольтека, Кастаньеды или серии про Анастасию, Коэлье, Мураками, Баха и других прочих «мегре» — не забивайте голову мусором, почитайте Тарта, наряду с «Пиковыми переживаниями» и «Самоактуализацией» Маслоу, серией книг логотерапии Франла. Это редкие «вменяемые книги о чудесном», которые не напускают тумана, не пытаются спекулировать на тоске по «настоящему» перегруженного информацией и делами человека «больших городов и маленьких проблем».

Точно так же, как деньги нужны для того, чтобы о них не думать, точки сбора нужны именно для освобождения сознания от напряжения (чуть не сказал для автоматизма), как опыт для профессионала, привычки для семьи и рефлексы для спортсмена. Никаких тисков и рамок. Точки сбора — это места порядка, только не в пространстве, информации или времени, а во внимании.

Одна из наших основных задач сделать передвижение по точкам сбора — ростом, то есть необратимым процессом, который, как я уже сказал, будет собирать и развивать сам себя.

... а в перспективе у нас маячат точки сбора, как точки перехода между состояниями в кривых развития (скачки), как узлы в таксономии интересов, как фиксация внешней среды или расклада ситуации, как взаимная адаптация и проникновение гибкой среды и твёрдых целей, но это тема уже совсем другого порядка и стиля изложения.

То есть, т-сс, тихо, я окольными путями подобрался к тому, что называется стратегия и стратегии в личной жизни и личном развии, к средствам и способам не просто принятия решений, а приходу к ним, как части естественного развития системы личности, то есть к upmind.ru. Там и встретимся.

 

Литература:

1. «Учебник сержанта ВДВ, Боевой устав». (Шутка, не принимайте слишком всерьёз.);

2. Вадим Ротенберг «Образ Я»;

3. Вит Ценёв «Азбука Самоанализа»;

4. Вит Ценёв «Операция Мотивация»;

5. Вит Ценёв «Нужно ли ещё немного больше»;

6. Гордон Макдональд «Как упорядочить свой внутренний мир»;

7. Чарльз Тарт «Пробуждение. Преодоление препятствий к реализации возможностей человека»;

8. Чарльз Тарт «Практика внимательности»;

9. Стивен Кови «Семь принципов высокоэффективных людей» (“7 Habits of Highly Effective People”);

10. Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»;

11. Абрахам Маслоу «На подступах к психологии бытия»;

12. Абрахам Маслоу «Новые рубежи человеческой природы»;

13. Максуэлл Мольц «Психокибернетика» ("Psycho-Cybernetics" — русский перевод выходил под названием «Я это я или как стать счастливым») ;

14. Джонотан Нолан "Memento Mori";

15. Виктор Франкл «В борьбе за смысл»;

16. Фредерик Дж. Ловрет «Секреты японской стратегии»;

17. Франсуа Жюльен «Трактат об эффективности»;

18. Ирвин Ялом «Экзистенциальная психотерапия»

 

Заметки по теме:

19. Илья Правский «Система сворачивающихся дневников»;

20. Митрополит Сурожский Антоний «Как справиться с временем»;

21. Архангельский Г.А. «Метод структурирования внимания»

22. Архангельский Г.А. «Упорядочение методом ограниченного хаос»;

23. Архангелский Г.А. «Принятие решений: система персонального стратегического планирования».

24. Олег Смирнов «Как у вас идут дела?»;

25. Айбек Бейгалин «Хроноигра „Свободная Либерталия“»;

26. Андрей Блинков «Дорога»;

27. Андрей Ретунский «Создание настроя на высокую работоспособность»;

28. Вадим Логвиненко «Обобщенная система управления жизненным успехом»;

29. Сергей Чуб «Системострой и делопоток»;

30. Михаил Исаев «Организация деревом»;

31. Дмитрий Честных «Расслабленный тайм-менеджмент»;

32. Алексей Бабий «Алгебра любви-3».

 

*Проблема в любом учении в том числе и у Гурджиева — это претензия если не на абсолютное знание, то на ПУТЬ, а также некоторое непроизвольное окукливание в себе, а после смерти создателя и ортодоксальность. Тарту, удалось избавить учение Гурджиева от, собственно, учения, а изложить нормальный набор практик, в контексте классической психологии. Это моё личное мнение на сегодняшний момент. Может, потому, что модель «учитель-ученик» неприемлема как в нашей социальной среде, для тех, кто не видит смысла отрываться от неё и противопоставлять.

 

P.S.

<...>

История с Сэмми помогает понять моё собственное положение. Ну, Сэмми написал для себя бесконечное число памяток. Я придумал более изящное решение проблемы с памятью. Я дисциплинирован и собран. Я использую привычки и шаблоны, чтобы сделать свою жизнь сносной. У Сэмми не было стимула, не было причины заставить работать систему. А у меня да, у меня есть причина.

Вам нужна действительно хорошая система, если вы хотите заставить её работать, вы учитесь доверять тому, что однажды написали, вы пишите себе записки и то, где вы храните эти записки тоже становится очень важно. Вам потребуется пиджак примерно с шестью карманами, каждый для определённых предметов. Вам следует понимать, что и куда класть и как работает система, вам следует быть осторожным с тем, с написано для вас другими людьми.

Самое важное — татуировки на теле.

Memento (цитата из фильма Кристофера Нолана)

P.P.S.

Стал сверять цитаты и обнаружил, что у Алексея Бабия тоже упомянается Гурджиев, точнее, книга его ученика Успенского, причём примерно с той же оценкой. Вот ведь :)

 

 

 

Приложения-иллюстрации:

1) для любителей систем

Комментарий.

Итак, система личного развития. Выхода за пределы текущей картиным мира, системы внимания и пр. Система не в смысле утверждения структуры, а система-модель, которая упрощает понимание движения отдельных элементов путём их одновременного показа и модельной увязки друг с другом и система навыка достижений.

У нас есть следующие элементы: шкала условного времени (ось x), шкала повышения потенциала, самосовершенствования и пр (ось y), состояние 1 и состояние 2 (подразумеваются и другие состояния n+1), поле развития, сектор внимания, Цель и её состояния А и Б, первое из которых — образ цели из состояния А, второе - образ цели при достижении состояния Б, которые не могут быть равнозначны и равноспозицированы. С кривая развития всё понятно. Сектор внимания характеризует равнонаправленность (целеподчинённость) дел. Векторы — мечты, задумки, дела, занятия.

Состояния базируются на навыках, привычках и идеалах.

Точки сбора образуют сектор развития. Он служит для выделения дел и занятий полезных для перехода из состояния 1 к состоянию 2 (т.е. развитие).

Классическая эффективность, планирование дел и т.д. находится внутри состояния 1, хуже того, у многих «Образ Я» не выходит за пределы одного календарного витка (будь-то день, неделя, месяц), очевидно, что чем больше «Я» и «Образ Я» тем тебя меньше болтает по указанной календарной спирали. Внешняя линия витка спирали в них также ограничивает «Картину мира», здесь понятия «Образа Я» и «Картины мира» выступают синонимами. Факторы развития:

1. Образ Я выходит за пределы спирали и цепляется за внешние цели.

2. Определяется чуть более конкретный, насколько возможно конкретный, образ будущего. Мысленно строится и реально проходится через точки сбора цепочка достижения.

3. Фиксируется (осознаётся) состояние 2.

Очевидно, что указанная модель — как положение электронов на орбиталях в модели атома, крайне условна и отображает всего лишь состояние в ограниченный, зафиксированный отрезок времени.

И ещё раз, где же здесь внимание? А внимание это однонаправленность векторов личного развития. То есть сектор внимания. Если оно, внимание, будет направлено во все стороны, естественно, с места мы не сдвинимся.

Мы не столько приходим к целям, сколько достигаем их, попутно с «Состоянием 2», как потому, что нас сносит во время движения (цели, видимые в состоянии А на самом деле оборачиваюстя результатами целей B), так и потому, что смещаются сами цели (развитие системы) и достигаются они не сразу, а через этапы. Не говоря уже об изначальном нечётком их определении (также ошибки в «Картине мира») и изменении самих целей вследствие их внутренних факторов. Степень различия целей А от целей В зависит от организации жизни, делопотока.

Это важно понимать в контексте «Мудрый человек не стремится достигнуть никаких целей, а глупый человек сковывает себя ими», а также в том известном забавном парадоксе хотения и обладания: если я чего хочу, то у меня этого никогда нет, когда это есть — это не то, что я хотел.

 

 

2) для любителей аллегорий

 

Подведение итогов (память)

 

Истают стройные колонны.

И стены крепкие падут.

Всё станет выбеленным, ровным,

Взгляд расправляет красоту.

 

Крыш разнокрылые узоры,

Разъехались, а башни взвились.

И воздух поглощает город.

В пространстве окна растворились.

 

А я иду и не бросаю

Щадящий в сожалении взгляд

На складки тонкого листка сказаний,

Который вырван был и смят.

 

Мечты все улетят, оставив,

Меня среди дворцов обломков.

Лоскут от путевого знамя

В руке моей сведённой скомкан.

 

О нём затем забуду, словно

Он просто так зажат меж пальцев —

Он выпадет — а может, вспомню

И разверну полюбоваться.

 

Часть четвёртая. Окончание.

Часть первая.

Часть вторая.

Часть третья.




 Список всех заметок

Поиск

Google
Web textory.ru


Назад 25.12.2006 Вперёд

  У Вас браузер с javascripts (IE, Opera или Mozilla)? «Орфуса» видели? Помогайте!

Сирийские таблицы — заметки WEB-дилетанта. Сделано isaev.textory.ru, 2004-2005. Брянск.
[^]
 [ Страница собрана за - 0.011 ][ 231468/18/17/0/0 ]
Login:  Pass: