?
@
   Сирийские таблицы  
Заметки web-дилетанта (старая версия)

Назад 05.10.2006 Вперёд
[ Архив заметок ]
Я, безусловно, самый грамотный, самый умный автор в Рунете. Кроме того — отличный стилист. Однако вы запросто сможете доказать, что это далеко не так: выделите орфографическую, грамматическую, стилистическую или другую ошибку (слово, знак) на этой странице мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет немедленно выслан на e-mail зазнавшемуся автору, как очередное подтверждение его несовершенства.

 Точки сбора. Часть 1 — критерии рутины: хаос в колее

Иногда надо остановится и осмотреться. Проснуться. Проявить внимание к самому себе и своей жизни. Может быть, просто по-другому взглянуть на то, что происходит вокруг. Посмотреть прямо под ноги, оглядется, и наконец, посмотреть вдаль. Собрать камни, подбить бабки. Может быть, найти то место, ключевую, опорную точку, на которую нужно нажать всей силой (или как раз определить а с достаточной ли силой нажимал все эти годы), чтобы получилось. Иногда, наоборот, отвлечься от предельной концентрации, повёрнутости на чём-то определённом, посмотреть на свою жизнь с весоты птичьего полёта и понять, что всё, что кажется сейчас таким важным и актуальным, всего лишь часть цепочки дел и событий, а может быть, и осознать, что это вообще вешь абсолютно ненужная.
Эта заметка о том, как это сделать. Её можно было озаглавить как «Противление рутине», «Колесо обозрения» или же «Начинание с грязного листа». Надеюсь мне получится зацепить многих. Методически — о мухах и о котлетах и других экзотических приправах, как диалектическом единстве. О том, что теряется в бизнесс ТМ-руководствах. О том, как оставлять вехи на жизненном пути, чтобы знать куда идёшь и откуда, ускоряться и возвращатсья назад, о способах и навыках «воспоминания себя». О проблемах с решением, о привычках. Ещё — о концентрации, опять о внимании и о расслабленности с постепенностью. О связке психологии и ТМ, то есть о том, что сразу не видно: об образах, эмоциях и впечатлениях.
Писал я исключительно для себя, но торопясь и не напрягаясь, по мере возникновения потребностей и опыта. То есть на текущий момент эта заметка сделана таким образом, чтобы её было легче и приятнее писать.
Расширенная, более сумбурная, но глубокая версия статьи, опубликованной на improvement.ru. Автор с нетерпением ожидает критику и мнения. Комментируйте.


 

Легко быть святым сидя на горе Тай-Шань. Гораздо сложнее оставаться святым сидя на базаре...

Китайская поговорка

Вступление

 

«Как дела?», «что нового?». Вас никогда не обескураживали такие вопросы, или даже так: всегда ли вы можете сразу на них ответить?

Вроде бы и жизнь достаточно интересна и работа соответствует, происшествия и вполне события случаются, и даже книги читать иногда успеваешь. Дефицита мыслей тоже не наблюдается. Вот вчера, например, был..., а на прошлой недели... чёрт, рассказываю ТАКУЮ ВЕЩЬ какими-то куцыми фразами, в двух словах. И мысль забавная с утра была, новый спорный фильм опять же удалось недавно посмотреть, а сегодня по дороге на работу над старым заводом (индастриал, блин) в утреннем тумане солнце и небо до странности жёлтые, как будто с картин Ван Гога... Пришёл, хотел рассказать, а как-то забылось это всё, не отпечаталось. А всё похоже на какие-то всполохи, мельтешение одно перед глазами. Или вот она, мысль, тема, впору книгу начинать писать, но... Увлечение ушло, результат забылся, внимание занято чем-то другим, ах, чёрт, а чем же занято? Что-то постоянно прерывается, и что-то теряется.

Бывает и ещё хуже — работа сплошная череда задач. Что делать, тяжёлая пора. Вот будет дел поменьше, тогда... И эта тяжёлая пора растягивается на месяц, затем на год, а потом уже и непонятно когда принято это решение остаться на этой работе при текущем или будущем раскладе, когда повёлся на эту вроде бы неизбежную разгрузку. Время растягивается, а сознание буквально размазывается по делам, не помогает и сбор их в кучки, и раскладывание кучек по клеткам календаря. Все эти дневные списки и приоритеты только закручивают, закольцовывают то колесо, в котором вертишься. И логическое ранжирование и художественная расстановка по приоритетам и значимости похожи на перемену мест слагаемых с одним и тем же результатом: скручивание кругозора и усыхание перспектив. А что же я делаю? Что делал вчера, что будет завтра и что же из этого, в конце концов, получится? Где сознательное решение, а где привычка? Где нужное, а где ненужное? Как выделить главное? Что лишнее? На что уходит внимание, силы, время? Вот такой анабазис. Кто я, куда иду... Стоп, так мы и до смысла жизни добредём, а это тема другая. Давайте-ка лучше влезем в это личное болото и тщательно изучим сей булькающий биогеоценоз.

 

 

1. Критерии рутины: хаос в колее

Ducunt volentem fata, nolentem trahunt

Желающего идти судьба ведет, нежелающего — влачит

 

Для многих обозначенный хаос, восприятие внешней обусловленности и пустоты жизни, что они видят свою работу механистической, автоматической, лишённой смысла, а всё остальное пустым и ложным. Это те «несчастные с нетворческими занятиями и творческими задатками»; для других теряется всякая альтернатива работы — всё оценивается в работе, жизнь становится работой, и работа же критериями оценки. Иногда одно дело «заслоняет» другое, слишком увлекаешься; иногда привычка заменяет сознание, и выступает в качестве своеобразных шор образа жизни.

Конечно, можно решительно сказать себе: заработался, сволочь трудогольная, и взять жизненный таймаут, чтобы с головой погрузится теперь уже в отдых. Однако ж это не страхует от повторения такой же ситуации в дальнейшем. Так что надо продумать, как не доходить до такого состояния. Дальше стоит начать разговоры про организацию, управление временем, но ведь всё проще — так и хочется сказать: «А всего то нужно...» А что нужно? Выяснением этого, а также выявлением того, как поступать (не обязательно безжалостно) с тем, что мешает и отвлекает, мы и займёмся.

Кроме указанной ситуации повседневной суеты многих мучит ещё один вопрос, на которой редко находится ответ — это как изменить сложившийся образ жизни без сомнительных метаний вроде смены работы или места жительства исключительно из-за внутренней неудовлетворённости.

Методология ТМ складывается в весьма красивые картинки, приоритеты и списки задач вносят ясность, но это только пока мы занимаемся планированием. К сожалению, наше внимание ограничено. Мы отвлекаемы. Не говоря уже о возможностях памяти. А ещё мы эмоциональны и при определённых обстоятельствах пренепременно устаём.

Владимир Леви придумал термин — «ситуационный гипноз», Гордон Макдональд [6] с завидной прагматичностью западного священника рисует впечатляющие картины загнанности и спокойную простоту избавления от этой загнанности простой через «остановки»-молитвы, а ну а Кови [9] говорит о необходимости регулярного «духовного обновления» в одном из своих "habit'ов" — это любимое многими время на заточку лесорубочного инвентаря. Приплетём сюда до кучи и розжига страстей нелюбимого многими здесь Обломова: «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?». В общем, не мы первые, не мы последние, пробуем разобраться.

Вспоминается компьютерный термин «дефрагментация» (читай — упорядочивание данных) и хочется говорить уже о «дефрагментации сознания». Есть занятия, отвлекающие, занимающие много времени и внимания, но в итоге либо неплодотворные, либо ведь если бы помнить о том, что было действительно нужно, или хотя бы периодически вспоминать, то можно было всего избежать. А ещё, в культурологии есть термин «мозаичная культура» — в современном обществе, культура рассыпалась на мозаику случайных, плохо связанных и структурированных понятий. Живущее в потоке такой культуры общество иногда называют «демократия шума», это в отличие от классической, гуманитарной и университетской культуры. Как часто вы, смотря в TV или слушая радио, ловите себя на мысли: «Зачем это мне надо. И кому это надо. Наверное, кому-то надо, но не мне уж точно нет». Поэтому шум стоит попробовать убрать, а мозаику дефрагментировать, хотя бы в случае отдельно взятого человека.

Мы живём в информационном поле, шуме, брожении, поддаваясь ему, отдаляясь и сосредотачиваясь на чём-то. Ещё, наш глубоко структурированный разум имеет неприятное свойство — цепляться за конкретные проблемы и задачи. При отсутствии конкретики в важном, он будет цепляться за всякую конкретную ерунду, ему вообще свойственно за всё цепляться и он будет работать «в холостую», в особенности если время рабочее, а сама работа не определена. Дело даже не в способности к концентрации или силе воли, эта та самая пресловутая проблема «не думать о белой обезьяне». Наше сознание без особой тренировки просто не может оставаться пустым.

Для особо пытливых назову ADD — дефицит сосредоточенного внимания или «Болезнь Отсутствия Внимания», как считается, детскую болезнь, изобретённую особо продвинутыми американскими психотерапевтами. По этому поводу я ещё надеюсь поругаться в других заметках, потому, как именно такие «диагностические методы» приклеили к психологии нынешний ярлык патологичности.

Иногда некоторая замотанность в делах даже полезна. Старый и для некоторых добрый Карнеги, наряду с другими рецептами даёт совет для уменьшения беспокойства с головой погрузится в работу. Неплохой психотерапевтический метод, который, к сожалению, сам по себе не решает проблемы. Ещё говорят, что информационная загруженность формирует информационную среду, их которой затем выкристаллизовываются идеи, иногда это просто увлечённость, которая предшествует прорыву. Но это структурирование происходит как раз в периоды «разгрузки» и осмысления, которые именно тогда нужны больше всего.

Человек, он сам себе хозяин, особенно это касается собственных планов: редко задумываешься, блин, так ты ж меня, вчерашнего подводишь.

Нас легко отвлечь — и это совершенно естественно, ведь самое главное, по крайней мере, то, что может угрожать нашей жизни и всегда происходит именно сейчас.

Итак, наши проблемы состоят из двух аспектов:

1. Замотанность в делах, мозаичное внимание, несосредоточенность, усугубляемые иногда большим количеством этих самых дел и неумением (точнее отсутствием укоренившейся привычки) отфильтровать главное и расставлять приоритеты.

2. Культура в роли гипнотизера, в том числе и проводимые в культурном поле так называемые «манипуляции сознанием». Включите телевизор, пощёлкайте каналами и вы поймёте о чём это я.

По первому пункту мы поговорим подробно, ибо это полезная практика, второго же ввиду его спорности, будем касаться только по необходимости, когда он непосредственно влияет на первый пункт.

Я не буду обвинять время и общество, массовую культуру и паразитную информацию, но проблемы обозначу. Во-первых, образно говоря, проблема потери пути (как цели, так и направления), как ни любима была мне фраза «в движении обретаешь цель», во-вторых, просто в потери навыка концентрации сил, мобилизации. Хотя мы «общество движения» и «люди движения», это более похоже на образ «плыть по течению» или «броуновское движение», чем на движение сознательное. Я не говорю о том, что надо вдруг бросаться и искать какую-то цель, надо просто уметь смотреть вдаль, туда, где эта цель может неожиданно появиться. Как быть готовым увидеть цель? Как уметь смотреть свежим взглядом на привычные вещи, видеть в них не проблемы, а пути решения? Для корабля, не знающего куда, ему плыть, никакой ветер не станет попутным. Обдумывание всего этого обычно идёт на двух уровнях — на одном о смысле жизни (для себя) и пр., а на другом, методология, как и что с этим делать. Я постараюсь сказать и о том и об этом, попутно не завязнуть в пресловутом смысле.

В аспекте «сопротивления ситуационному гипнозу» в самоорганизации для себя лично я выделяю две вещи: первое — это успевать делать текущие дела и второе — не попадать целиком под их влияния и уметь вплетать в них красную нить целей, или, иначе, направлять их поток на достижение поставленных целей. Цели, разумется, тоже надо уметь ставить.

Для кого особенно полезна эта заметка? Во-первых, для тех, кто никак не может избавиться от ощущения, что ТМ — вещь сугубо инструментальная и принесёт с собой скованность и механистичность. Во-вторых, кто по каким-то причинам не может себе позволить круто изменить привычный порядок вещей и использовать, например, «Скорую тайм-менеджерскую помощь». И, в третьих, для тех, кто видит в ТМ не только решение текущих проблем, но и возможность личностного роста, это создание личной системы, базы, привычки, которую можно не только использовать, чтобы разобраться с делами прямо сейчас, но и эффективно перестраиваться в дальнейшем и решать любые задачи. Это не скорая помощь, а определение основ и способ выявления личных слабых мест и личных точек для опоры. Кроме опоры хорошо ещё иметь в запасе подходящий миф, чтобы в него поверить и за него зацепиться. Это тоже точки сбора. Что же мы получим, в конце концов?

А получим обыкновенную полезную привычку, пустившую корни. То есть организацию без затрат на врабатывание и осознание, выделение ресурса внимания, а также состояние готовности, алёртности (то есть незагруженности, когда легко пользуешься неожиданно открывшимся возможностями, кайросом или оперативно реагируешь на неблагоприятные обстоятельства). В любой момент времени получаешь ту самую вожделенную мотивацию.

Привычка наша будет основываться не на наборе методов, которые кажутся детским садом (совершенно напрасно, надо сказать), не на логике и системном анализе, а на метафорах и образах (чуть ли не на архетипах), которые понятны и поэтому принимаются изначально. К тому же, оказалось, что нечто подобное давно применялось в некоторых учениях и восточных практиках, но туда я пока никого не зову, да и сам особо не спешу.

 

Продолжение (ещё три части) следует.




 Список всех заметок

Поиск

Google
Web textory.ru
 Рассылка сайта teXtory.ru

 Реклама

 Текстовая реклама

 Поводы для заходов с поисковиков




Назад 05.10.2006 Вперёд

  У Вас браузер с javascripts (IE, Opera или Mozilla)? «Орфуса» видели? Помогайте!

Сирийские таблицы — заметки WEB-дилетанта. Сделано isaev.textory.ru, 2004-2005. Брянск.
[^]
 [ Страница собрана за - 0.003 ][ 135092/24/3/0/0 ]
Login:  Pass: