Мысль-4. Увлекательная игра ТМ и её основной вопрос
Кто не знает, ТМ — это тайм-менеджмент. Я к нему отношусь неоднозначно. Неплохой инструмент, когда не претендует на то, чтобы стать идеологией. Во-первых, народ слишком увлёкся механикой и экономией времени с отчекрыживанием лишнего с одной стороны и возвышенными идеалами с другой, забыв о «метафизике» психологии. За чтением некоторых материалов improvement.ru даже возникает сильное внутренее неприятие. Обобщил здесь кажущиеся мне «ТМ-заблуждения» и «ТМ-противоречия». Своеобразная «критика отдельных недостатков социалистического строя» :) |
Я никогда не думаю о будущем: оно и так наступает достаточно быстро.
Альберт Эйнштейн
Если предположить, что физически здоровый молодой человек 20-ти лет от роду за день может насобирать 5 кг черники, а физически здоровая молодая девушка 18-ти лет за день может насобирать 3 кг черники, то из этого вовсе не следует то, что, пойдя вместе в лес, они вдвоем насобирают 8 кг черники.
Ориджинал
Что нужно для хорошо работающего плана? Чтобы его можно было легко изменить. Для этого он даже не должен быть был изначально многовариантным, а всего лишь простым и чётким, я бы сказал ясным, чтобы он мог быть увиден целиком без дополнительных усилий.
Вопрос, большинство людей с разной степенью замечательности живёт и в ус не дует, безо всякого ТМ. Неэффективные, недалёкие. А, простите, как измерить эту эффективность? В достижениях, в результатах? Премиях, наградах? Наверное, но таким образом мы сразу же скатываемся либо в распальцовку, что иногда заметно на форуме, либо просто разговор на разных языках. Что для одного достижения, то для другого глубокий и запущенный лузинг. В чём измеряется эффективность?
...я чувствую необходимость в просьбе адресовать мою номинацию на «Лучшего мужского исполнителя», как я другие награды и номинации на награды, которые могут появляться в будущем, тем, кто чувствует себя более комфортно в обстановке конкуренции, царящей на церемонии награждения. Я себя таковым не считаю. Я всегда придерживался мнения, что моя музыка уникальна и индивидуальна и существует вне владений, унаследованных теми, кто все сводит к примитивному подсчету. Я ни с кем не соревнуюсь.
Мои отношения с Музой слишком нежны, чтобы не чувствовать обязанности защищать ее от пагубных влияний, способных оскорбить ее хрупкую природу.
Она пришла ко мне с даром песни, и взамен я одарил ее уважением, которого она заслуживает, — в нашем случае это означает не делать ее предметом унизительного судилища и соперничества. Моя Муза — не скаковая лошадь, а я не участвую в бегах, а если бы она и была ею, то я и тогда не впряг бы ее в эту колесницу — эту чертову повозку для сорвиголов, мчащихся за сверкающими наградами. Моя Муза может исчезнуть! Может убежать! Может покинуть меня навсегда!
Ник Кейв
Вопросы эффективности — место для спора, под ТМ можно столько всего хорошего подвести, что и для плохого и места не останется. Эффективность понятие ситуационное и контекстное, с этим все согласятся.
Тот же самый принцип Парето чаще всего реально встречается в жизни как принцип истощения ресурса. Ну, это когда, чтобы выжать из апельсина 10 мл сока, после того как уже выжато 200 мл., надо затратить такие же усилия. Однако эти самые 10 мл могут оказаться самыми важными.
Верблюд, идущий позади, оказывается впереди, если караван повернёт назад. Вывод — результаты и образ действий не должны быть экстремумами (хотя я не отрицаю концентрацию усилий как таковую в нужный момент) либо надо уметь хорошо лавировать (на это тоже затрачиваются усилия). В идеале — это баланс по месту — среднее положение, по форме — лавирование. Дальше мысль уводит в китайскую стратегию, но это тема для отдельного разговора. Одна простая вещь — если что-то хочешь получить: 1. Вводная — подумай, что для этого сделать. 2. Что для этого НЕ ДЕЛАТЬ.
Основная проблема или вопрос ТМ в том, чтобы им не увлечься, не увлечься самой идеей организации времени (по прежнему считаю, что название организация внимания было бы гораздо интереснее, хотя и менее конъюнктурно).
Красивые планы и графики — не должны быть итогом результатом или целью — это всего лишь инструмент, давайте почаще низводить ТМ. То есть, получаем диалектику ТМ. У Киплинга есть очень хорошая строчка «Умей мечтать, не став рабом мечтанья и мыслить мысли не обожествив».
В этом смысле интересно посмотреть на типичное инженерное решение строителей нефтепроводов, которые подвергаются температурным воздействиям с большой амплитудой. Эти воздействия, понятно, вызывают растяжение и сжатие материала, которое, в свою очередь, грозит разрушить всё конструкцию. Так вот, их строят — небольшим зигзагом на опорах, с подвижными соединениями в разных направлениях, чтобы труба при температурном расширении и сужения «гуляла» в разные стороны. Ритм современной жизни таков, что этот разбег надо планировать с особой тщательностью, нежностью и любовью. Вот такие аналогии.
В общем, я ещё надеялся примерить на себя какую-нибудь универсальную схему, пока я не занялся чуть серьёзнее таксономией и рубрификацией для очередного сайта и не почитал немного про таксономию и систематику. Мы забываем, кто такой Любищев — а он был систематиком. Все эти замечательные записи и хронометражи — всего лишь материал для большого и стройного, а систематика и таксономия науки ой какие непростые и умозрительные. Надо понимать сочетание его и научных интересов, которые не могли не оказать влияния на его самоорганизационные методы. Поэтому в реальности Надо знать меру.
А ещё хочется поговорить о вариативности эффективности и диверсификации, но об этом в другой раз.
Мысль-5. О большой и толстой цели
Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится
В.П. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Проблема в том, что ТМ не боится масштабов и громких слов (те, кто его обсуждают), а ещё слишком уж часто и слишком близко понятие «цель в жизни» подходит к «задаче жизни». Со всем этим надо обращаться исключительно осторожно, чтобы не разочароваться. В культурологии есть такое понятие как социо-культурная инверсия. Это когда, зародившееся в историческом процессе социо-культурное явление постепенно превращается в свою противоположность. Характерный пример: казаки-бандиты — и казаки-слуги царя и отечества, варвары, захватывающие цивилизованные страны и постепенно цивилизующиеся.
Так вот. В культуре это ещё и ассимиляция приезжих, и инфляция целей и ценностей у отдельного человека. Инверсии и инфляции (мы редко сами себе в этом признаёмся) подвергается подавляющее большинство «целей всей жизни», когда смысл, ясно видимый в самом начале теряется или замещается чем-то другим. Ещё это называют сменой картины мира. Весь вопрос в том, развитие это — переход на новый уровень или, наоборот, уступки обстоятельствам и деградация.
В собственной жизни это тоже можно очень часто наблюдать: когда успех не радует, а наоборот раздражает, когда результат оборачивается совсем не тем, что от него ждали. Цель жизни, образ будущего, миссия, мечта, образ достижения — всё это называли по-разному. Наконец, скажу слово, которое приберёг напоследок — разочарование.
Надо бить морду любому, кто вообще заговорит о цели в жизни. Цель не должна быть точкой, к которой с бычьим упорством тянется человек (да, не соглашайтесь, сама цель этого не предусматривает, но так именно и получается), а должна быть направлением. Достижение далёкой цели — это вообще из области фантастики. Хотя бы замысел заиметь — и то хлеб. Я ещё согласен на цель в жизни, как на ориентир (долой стратегический анабазис) и вектор направления усилий.
У китайцев есть интересная пословица «Не ищи выгоды за сто ли». Ожидать достижения прегромаднейшей цели, расчитывать её достичь при текущих навыках, как раз и есть та самая выгода за сто ли.
Другое дело — мечта. Я бы всё-таки почётче провёл границу между мечтой и целью. Вроде уже такие термины, как образ будущего или образ достижения есть, всё равно повсюду слышу: цель, цель. Оперируя этими понятиями уже проще представить себя как систему навыков и возможностей и понять, что если уж ставишь эту самую большую цель, в первую очередь надо думать о том, как усовершенствовать свои навыки и накопить возможности.
Цель же в жизни — миф пострашнее коммунизма (прошу заметить, что ничего не имею против ни того не другого). Хорошо, замечательно, прекрасно! ДОСТИЖИМО! Но не в этом поколении. Не для тебя. Если и соглашаться на цель в жизни, то такая цель должна изначально осознаваться как недостижимая: вперёд за пределы жизни.
Близкая же цель ни в коем случае не должна превращаться в обратно проблему. Ключевое слово: по случаю.
Из-за чрезмерного искания мы не успеваем находить. Искать – значит иметь цель. Находить же – значит быть свободным, оставаться открытым для всех восприятий, не иметь цели. Изречение Шоу-Дао
Образ цели, как проносимой по жизни чашки с водой, которую надо не расплескать ко многому, знаете ли, обязывает.
Никогда не стоит забывать о том, что хотя цель дисциплинирует, позволяет чётко обозначить, разделить благоприятные и неблагоприятные обстоятельства (факторы) достижения, она одновременно накладывает изрядные шоры на глаза — необходимостью нещадно отбрасывать постороннее, и часто игнорировать окольные пути.
Цель хороша в идеале (или в планировании в европейском понимании), но чем она больше и «цельнее», тем больше забирает от внимания, тем труднее не расплескать чашку. Далёкая и большая цель хорошо смотрится и хорошо заметна, то пусть она будет ещё и зыбкая, плавающая, не достижимая и прекрасная, иначе говоря, мечта. Короче, давайте не путать тёплое с мягким, а называть мечту мечтой. Вот тогда действительно «смысл любой деятельности находится вне её пределов».
Ну и о делении на части и конкретности. Вы, конечно, знаете о таком психологическом методе — депроблемизация. Когда сложное задание разбивается на конечное количество простых и вполне выполнимых. В пределах видимости должен быть ближняя точка. Всё остальное — за пеленой мечты, неопределённо, расплывчато, прекрасно. Дойдём до следующей точки — а там посмотрим.
Любое планирование на начальном этапе возможно в обозримом пространстве. Ибо далее будет развитие системы и открытие новых горизонтов. Какая, нафиг, цель. У меня есть представление о себе примерно в 25, в 30, в 35, 40. Примерные представления, ни о том, что я должен сделать, ни что я должен иметь, и даже не кем, я должен быть, и даже совсем не должен, а каким я буду и каким не буду. Вот и всё. Узнаю что-то другое, будет другой я. Именно для этого существуют пресловутый символ развития — прерывистые кривые: накопление потенциала, скачки перехода. Но почему об этом все забыли и забили, а пытаются привязаться к каким-то диким системам, о которых я уже сказал в третьей мысли?
Лично у меня опыт многолетних целей не слишком впечатляющ. То сверну не туда, то инфляция ценности цели происходит.
Короче, я опять отсылаю к своей заметке «Точки сбора», к образу альпиниста, скалы и ступенек и к системострою Чуба. Цель, всего лишь образ, манок, то есть не цель вовсе (не точка), а, скорее открытое небо или горизонт, к которому надо прорубать ступеньки, забивать страховочные колья, вязать узлы и вообще дробить оставшееся пространство скалы на сегменты и планировать привалы. Не надо формализировать «цель жизни». Можно и нужно мечтать, но не надо искать выгоды за сто ли.
Мысль-6. Этот всеобъясняющий хронометраж или эффективность и дефективность
Хороший терапевт борется с темнотой и стремится к ясности, тогда как романтическая любовь расцветает в тени и увядает под пристальным взглядом. Мне ненавистно быть палачом любви.
Ирвин Ялом «Палач любви и другие психотерапевтические новеллы»
Мне всё время приходит в голову сказка про сороконожку, у которой спросили, как она бегает и не путается в своих ногах, когда речь заходит о хронометраже, хуже того, хронометраже всеобъемлющем и в то же время подробном. Можно проверить эффективность часто повторяющихся, механических действий, захронометрировать рабочий день.
Так уж нам нужно знать в деталях, на что расходуется наше время. И расходуется ли?
Почему-то все начинают с хронометража. Нафиг себя третировать. Не понимаю (мне ненавистно быть палачом любви).
Знаю ли я, на что уходит, тратится, расходуется моё время? Да прекрасно знаю. И всегда знал. Тем более что его я расходую, а не провожу. Вот если мне надо быстренько чему-то научится или повысить эффективность.
Я абсолютно убеждён, что никогда не надо начинать личный ТМ с хронометража и пинариков — это слишком сильнодействующие лекарства — см. эпиграф. Может понадобиться противоядие. Точки сбора — наш ответ хронометражу.
Помню, был в вузе такой предмет организация производства, нормы выработки, человеко-часы и т.д. — зубы сводило от него. Все эти карты годились для производства, причём отнюдь не высококвалифицированого. Если делать обоснование численности для чего-то высококвалифицированного — всегда получается простая подгонка. Кстати, на эту тему см. мысль №9. Короче, не надо себя загонять в прокрустово ложе выработок. А это очень легко сделать. Говорю то, что должно быть в качестве мер предосторожности в любой инструкции по применению методов хронометража.
Поэтому, как это ни банально, если уж и начинать хронометраж для целей контроля над временем, надо просто наблюдать и фиксировать результаты. Соль хронометража — выявление сильных качеств и ориентирование во времени, а не концентрация на неудачах.
Впору писать книгу «Как организовать своё время и при этом не сойти с ума».
Основная фишка хронометража — как в книге Тарасова выйти за пределы деятельности» или же по Тарту — внимательность. Но стоит ли хронометраж разочарований и «подрыва оптимизма»? Ваш хронометраж может стать своеобразным Ящиком Пандоры, из которого полезут страхи и другие психологические чудища, съедая самооценку.
Вспоминается ситуация с синдромом ADD (attention deficit disorder). Рекомендую ознакомиться с этим термином, хотя бы для того, чтобы болеть профессионально (психологический больной — это тоже профессия) и жаловаться в ТМ-форуме, а не писать абстрактное :) Ненужный «серфинг» по делам. Как избежать?, как избавится от интернет-зависимости (интернет-аддикции) или, как сосредоточится. Ещё типично родная цитата от Горького о Гарине-Михайловском: «Вообще Н. Г. был разносторонне по-русски даровит и по-русски же разбрасывался во все стороны» и продолжим.
Хронометраж может убить то, о чём я говорил в предыдущих пунктах. «Моя Муза — не скаковая лошадь, а я не участвую в бегах, а если бы она и была ею, то я и тогда не впряг бы ее в эту колесницу — эту чертову повозку для сорвиголов, мчащихся за сверкающими наградами. Моя Муза может исчезнуть! Может убежать! Может покинуть меня навсегда!». Тарасов, кстати, пишет в своей «Книге для героев» про горизонтальную карьеру, похожие мысли есть и в «Алгебре любви-3» Алексея Бабия.
И ещё, читая все эти обоснования, начинаешь скатываться как к обломовскому протесту, так и к ощущению, хорошо описанному Сэллинджером в книге «Над пропастью во ржи». Проблема ещё в том, что его герой совсем бы сошёл с ума, если бы ему действительно предложили работу его мечты по отлову малышей над пропастью с фиксированной ставкой, премиальными за двойной отлов и сверхурочные, и подработку за счёт умывания малышей во время очередного отлова.
Такая «эффективная» организация способна погубить всё на свете. И одновременно с ТМ лично у меня стартует программа, как не убить ТМ-ом увлечённость.
По каким критериям оценивать хронометраж? Как вести его адекватно. Если ты потратил пять часов на уборку квартиры? Что это значит, что ты плохо убираешь квартиру, что ты не убирался пол года, что наступила весна, что попутно было решено множество интеллектуальных задач. И, наконец, что ты просто психологически отдохнул?
Так что, хронометрируя жизнь, не забывайте, что с водой можно выплеснуть и ребёнка.
Продолжение. См. часть первую.